VOOKstock-Project

Главная  |  MP3  |  VOOKstock-Gallery  |  Материалы  |  Гостевая книга  |  ЧАТ  |  Архив  |  О Проекте
   |  ALEX KERVEY & T-OUGH PRESS (filial)   |     ССЫЛКИ     |  VOOKstock-Project (english version)  |   

“О смысле массовой коммуникации”



I. Вступление

“МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ -
систематическое распространение сообщений
(через печать, радио,
телевидение, кино,
звукозапись, видеозапись) с
целью утверждения духовных
ценностей данного общества и
оказания идеологического,
политического, экономического
или организационного
воздействия на оценки, мнения
и поведения людей.”
СОВЕТСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Казалось бы, что выбранное в эпиграф определение массовой
коммуникации как нельзя лаконично и точно. Но,
поскольку с тех пор, как вышло последнее издание
СЭС, научно-технический прогресс снабдил
человечество новыми средствами информационной связи,
такое определение нуждается в пересмотре.

Под этими новыми средствами понимается прежде всего
Hmrepmer и его всевозможные составляющие. Так
называемая “Мировая паутина” (она же -
киберпространство) достигла на сегодняшний день
такого масштабного распространения, что общество
просто не способно осознать смысл ее существования.
Это связано с тем, что Интернет, изначально
создававшийся как инфраструктурное средство массовой
коммуникации работников Центрального
разведывательного управления США, на данный момент
не только вышел за рамки этой инфраструктуры, но и
вообще не поддается контролю каких-либо политических
или экономических сил, а следовательно является
реальным катализатором мировой космополитической
революции, основная задача которой - устранить
пресловутые геополитические амбиции нескольких
противоборствующих сил с целью объединения
человеческого общества в единый гражданственный
организм.

Вероятно, могут последовать возражения,
аргументируемые сегодняшним экономическим, а
следовательно информационным, неравенством в
обществе. Но достаточно лишь провести статистику
прайс-листов компьютерных фирм, чтобы убедиться в
том, что цены на компьютерные технологии дешевеют с
каждым днем, и в ближайшем будущем эта проблема
реально устранима. Существует лишь одна реальная
угроза - угроза монополии на компьютерные технологии
(на данный момент таким монополистом является Билл
Гейтс - мультимиллиардер и руководитель компании
Microsoft), но пока странами второго и третьего мира
(например, Болгарией, Китаем и Российской
Федерацией) будет поддерживаться “пиратский” (в
действительности - истинно народный) рынок, такая
угроза находится в замороженном состоянии.

Другое возможное возражение - индивидуализация общества.
Но и здесь имеется объективный контраргумент: на
сегодняшний день самыми передовыми государствами в
смысле культурного развития являются Нидерланды
(космополитическо-демократический строй) и Швеция
(знаменитый “шведский социализм”), где общество на
редкость индивидуализировано. Совершенно обратная
ситуация обстоит с супердержавами - США, Россией и
Китаем, где в связи с преобладанием стереотипов
общественного мнения прогрессирует дегенерация
общества. Кстати, именно правительства этих
государств пытаются развязать войну с Интернетом.
Китай отслеживает всех пользователей Интернета, Билл
Клинтон пытался цензурировать Интернет на
законодательном уровне (но потерпел неудачу), а
мэрия Москвы рьяно настаивает на введении поминутной
оплаты телефонных разговоров, что делает пользование
Интернетом экономически невозможным. Кроме того,
усилиями ФСБ сейчас очень часто закрываются
некоторые “сайты” (интернет-странички), посвященные
современному искусству.

Прежде же, чем приступить к основной части доклада,
следует отметить, что вторая цель этой работы, после
осмысления массовой коммуникации как такового,
попытаться альтернативным образом подойти к
трактовке тезиса: “Снятие противоречий между
официальной и неофициальной пропагандами - ...
показатель средств массовой коммуникации (СМК)”,
продекларированного Юрием Петровичем Буданцевым,
поскольку фундаментальный метод устранения таковой
конфронтации, не прибегая к достижениям НТР, по
мнению автора этой работы, не является единственно
верным.





II. Основная часть

1. Введение в киберпространство

“ На смену творческому
созидательному разуму пришла
глобальная, мировая, автономно
мыслящая среда. Теперь хочется
честно отдохнуть. Хочется
верить, что биологическая
логика, традиционная со времен
динозавров, наконец БОЛЬШЕ НЕ
НУЖНА ! Человечество устало
сомневаться и доверять своей
природе.”
“Internet детям не игрушка?”
(журнал “ПТЮЧ” - №6, 1997)

За последние семь лет скорость стандартных (то есть -
недорогих) модемов (устройств, соединяющих
компьютеры с телефонными линиями) возросла до 14400
бит в секунду. Это говорит о том, что вместо того,
чтобы общаться по невероятно дорогостоящему
междугороднему телефону, можно писать письма по
системе e-mail (электронная почта), которые доходят
до адресата за несколько секунд, или пользоваться
разговорной системой on-line: один пользователь
печатает вопрос, другой этот вопрос видит через
секунду и тут же на него отвечает... подобный диалог
может продолжаться бесконечно, причем, один из
пользователей может находится в это время во
Владивостоке, а другой - в Рейкьявике.

Таким образом, культура письменного слова вновь ожила. В
последнее же время весьма распространенной вещью
стали встречи пользователей непосредственно, уже
после того, как они обсудили некоторые вопросы по
Интернету, дабы восполнить недостаток живого
общения. В ближайшем же будущем эта проблема отпадет
сама собой, когда получат широкое распространение
синхронные видеоконференции. Два года назад появился
так называемый сетефон - телефон в Интернете, и на
сегодняшний день ведутся работы по поводу того,
чтобы качество звука сетефона было лучше, чем у
обычного телефона.

Чтобы еще раз подчеркнуть социальную (а не элитарную)
направленность Интернета, еще один пример:
стандартный доступ к Интернету стоит в США (20$), а
в России (50$) в месяц. Минута же телефонного
разговора с Америкой из Москвы стоит 3$.

Сетефон, электронная почта, on-line и
видеоконференции далеко не все возможности
Интернета. О наиболее социально значимых из этих
многочисленных возможностей, следует сказать
отдельно.


2. Радость печатного слова

Люди еще помнят те нелегкие времена, когда у входа в
книжный магазин висела мятая бумажка, на которой
шариковой ручкой печатными буквами было написано:
“Кафки больше нет”. Сегодня это вспоминается лишь
как страшный сон, потому как каждый пользователь
компьютера в состоянии заплатить 35 рублей за
компакт-диск “Библиотека миллионов”, вставить его в
компьютер, если тот снабжен устройством CD-ROM (в
среднем - 100$) и блуждать по литературному
диапазону от Шекспира до Пелевина. Единственный
недостаток - экран компьютера пока еще уступает
книге в удобности чтения.

Если же пользователь предпочитает книге периодику, его
запросы может удовлетворить опять же Интернет,
поскольку сегодня большинство изданий имеют
собственные интернет-странички (сайты), где со всем
содержимым последнего номера можно ознакомится
бесплатно.

Студенты, вместо того, чтобы томиться по читальным
залам, могут найти всю интересующую их информацию на
сайтах крупных библиотек. Очень часто бывает так,
что какой-нибудь редкий раритетный источник
семисотлетней давности сохранился лишь только в
“паутине”.

Совершенно очевидно, что подавляющее количество того, что
написано черным по белому (возможны варианты) можно
найти в Интернете.


3. Интернет и искусство

Показательным примером взаимодействия творцов искусства с
Интернетом, является виртуально-литературный проект
величайшего российского поэта современности Дмитрия
Александровича Пригова, который поставил перед собой
задачу написать 24000 стихотворений к 2000 году. В
2000 же году все эти стихи будут размещены в
Интернете, и каждый месяц следующих двух тысячелетий
на сайте будет раскрываться одно стихотворение.
Таким образом Пригов абсолютно точно избежал
забвения, которое постигло многих его гениальных
предшественников.

Об удобности потребления произведений искусства уже
говорилось в предыдущем пункте, посвященном
печатному слову. С другими формами дела обстоят
также. Покупке умопомрачительно дорогих альбомов с
фоторепродукциями живописи имеется альтернатива в
виде все тех же компакт-дисков, которые не только
превосходят альбомы качеством, но и делают доступным
любой фрагмент той или иной картины в мельчайших
подробностях. Получили распространение и бесплатные
музыкальные кибер-каталоги, делающие бессмысленной
покупку аудио-компакт-диска.

Многие деятели искусства, помимо открытия собственных
страничек в Интернете, где содержится вся
необходимая информация, периодически устраивают
сеансы on-line, позволяющие поклонникам их
творчества участвовать в живом диалоге с творцом.

Могут возникнуть опасения, что каждый, кто во что горазд,
откроет себе web-страничку, и будет самовыражаться,
как ему нравится, при этом называя это искусством, в
результате чего не будет авторитетных фигур и вообще
какой-либо тенденциозности. Увы, от этого общество
не застраховано, но старая система иерархий в
искусстве (различных союзов композиторов,
литераторов и т.д.) не идет ни в какое сравнение с
Интернетом - апофеозом демократического выбора.
Остается надеяться, что эта новая система не
превратится в хаос. Во всяком случае, ближайшие
десятилетия этого не произойдет, потому как эру
Интернета слишком многое связывает с предшествующей
эрой.




III. Заключение

“ Во всем мире в Сети общаются
60 - 70 миллионов человек. В
России - около 500 тысяч
(Москва - 50 - 60%, Петербург
- 20 - 30%). Число
пользователей удваивается
ежегодно.”
“Internet-c@fe: новая
реальность в привычном
интерьере”
(журнал “ПТЮЧ” - №7-8, 1997)

“Интернет - это всё. Информационная
универсалия, новая культурная
тотальность, наступающая с XXI
столетием. Гигантский
суперкомпьютер, гигантский
Мозг, подключенный к множеству
дисплеев. Суперпространство,
информационное хранилище
всего: того, что смотрится,
издается, печатается,
набирается, мыслится;
подразумевается то, что есть и
чего никогда не будет.”
Андрей Новиков
“Mass-media против
журналистики”
(журнал “Пушкин” - №1, 1997)

Итак, все вышесказанное автор этой работы позволяет
себе свести к лаконичному выводу:

Интернет и его составляющие являются на сегодняшний день
внеконкурентным флагманом массовой коммуникации,
способным выполнить конечную цель ее существования -
объединение и постановку человечества на, возможно,
высшую ступень развития.



Используемая литература:

1. Советский энциклопедический словарь, М.,
“Советская энциклопедия”, 1984
Ст. “Массовая коммуникация”

2. Буданцев Ю.П.
“Очерки ноо-коммуникалогии”, М., “Издательство МНЭПУ”, 1995

3. Журнал “Птюч” № 8, М., “АО Интерцентр
Гуманитарного Сервиса”, 1996
Ст. “Смерть телефонным сетям”

4. Журнал “Птюч” № 6, М., “ЗАО “Гертруда” “, 1997
Ст. “Internet в песочнице”

5. Журнал “Птюч” № 7-8, М., “ЗАО “Гертруда” “, 1997
Ст. “Интернет-к@фе”

6. Журнал “Пушкин” № 1, М., 1997
Ст. “Mass-media против журналистики”
(авт. Андрей Новиков)

7. Газета “АРТ-Фонарь” №14(71), М., “Аргументы и
Факты”, 1996
Ст. “Двадцать четыре тысячи стихотворений Дмитрия
Пригова умещаются в четырех ящиках”
(авт. Лариса Винник)



P. S. Данный доклад сдавался в 1998 году в
Международном Независимом Эколого-Политологическом
Университете (г. Москва) по дисциплине “Теория
журналистики и мировых информационных процессов”
преподавателю Ю. П. Буданцеву, который поставил
автору двойку (2), потому как считает всякие там
“Интернеты” специальным изобретением ЦРУ для
оккупации Российской Федерации. Еще Ю. П. Буданцев
совершенно искренне полагает, что “краснодарская
пшеница - самая лучшая пшеница в мире, и ее даже
канадцы у нас покупают”. Вот такой вот забавный
человек стал в 1998 году деканом журфака МНЭПУ.


Хостинг от uCoz