VOOKstock-Project

Главная  |  MP3  |  VOOKstock-Gallery  |  Материалы  |  Гостевая книга  |  ЧАТ  |  Архив  |  О Проекте
   |  ALEX KERVEY & T-OUGH PRESS (filial)   |     ССЫЛКИ     |  VOOKstock-Project (english version)  |   

ПРИУРОЧЕНО К ВЫСТВАКЕ

“Medium Is The Message”

(Москва,“TV-Галерея”: 16.04.99 - 10.05.99)


Нам Джун Пайк родился в 1932 году в Сеуле, в результате корейской войны оказался в Японии, где изучал музыку и философию. Защитил диссертацию по творчеству Шенберга, продолжал образование в Германии у пионера электронной музыки Штокхаузена. В 1958 году познакомился с великим американским композитором Джоном Кейджем. Эта встреча изменила судьбу Пайка, который, возможно, иначе остался бы просто музыковедом и композитором. Он стал художником. Но и Кейдж совершил переворот в современной музыке благодаря общению не с музыкантами, а в первую очередь с художником-дадаистом Марселем Дюшаном и пропагандистом дзен-буддизма на Западе Дайсецу Тейтаро Судзуки.

Пайк перебирается в Нью-Йорк, который тогда бурлил от новых идей, занимается хеппенингами и перформансами. Становится членом объединения “Fluxus”, в которое входили художники из разных стран, ставшие впоследствии классиками искусства ХХ века - Йозеф Бойс, Робер Филиу, Джордж Мачюнас, Джордж Брехт, Бен Вотье, Вольф Фостель. А также молодая японская художница Йоко Оно. И уже в 59-м начинает работать с телевизорами. Скупает по дешевке дюжины подержанных “ящиков”, строит из них видео-инсталяции. Его зачаровывает мутное свечение полумертвых кинескопов и треск разболтанных динамиков, одновременно он пристально следит за развитием технологии. В 65-м покупает первую портативную видеокамеру “Sony”, а в 69-м вместе с инженером Шуия Абе создает революционный по тем временам видео-синтезатор. Удивительная черта творчества Пайка - сочетание технологизма и чувственности. Перформансы, осуществленные им совместно с виолончелисткой Шарлоттой Мурман, любимой солисткой Леопольда Стоковского (“Секстроническая опера”, “ТВ-лифчик для живой скульптуры”, “ТВ-пенис”), вызывали возмущение ревнителей нравственности. За “Секстроническую оперу” дуэт Пайк - Мурман даже попал ненадолго за решетку.

Московская выставка называется “Medium is The Message”. Это - цитата из Маршалла Маклюэна, занимавшегося исследованием роли СМИ в современном обществе. Еще в 50-е годы этот проницательный мыслитель заявил: “Средство это сообщение, сообщение это средство”, имея в виду, что СМИ, особенно электронные, ни о чем, кроме себя, не информируют. Телевидение в те времена было в детском возрасте, но позже догадка Маклюэна подтвердилась. В 91-м, сразу после “Бури в пустыне”, Жак Бодрийяр в статье “Войны в Заливе не было” убедительно объяснил, что сотням миллионов зрителей на всей планете было все равно, что происходило в Ираке. Их заколдовал грандиозный эфирный спектакль, устроенный CNN. Этому феномену во многом посвящено и творчество Нам Джун Пайка. На самом деле, не слишком важно, что именно мерцает, переливается, пульсирует на экранах мониторов. Важен сам факт свечения экрана.

Одна из знаменитых работ Пайка - “ТВ-сад”: в ночном саду под растениями лежат несколько телевизоров, экраны которых обращены вверх. В экранах мерцает луна, которую снимает камера. Вы видите электронную луну под своими ногами. Буддист ли Пайк? Не знаю. Но то, что он вырос в буддистской культуре, безусловно имеет значение. Известнейшая его работа - “ТВ-Будда”: перед монитором стоит фигурка Будды и созерцает собственное изображение, транслируемое на экран видеокамерой. Это - великолепный образ “шуньяты”, совершенной пустоты, только которая и может передать полноту истины. Кто-то из учителей дзен сказал: “Будда - это дохлая кошка, валяющаяся на помойке”. Medium is The Message.

© Рустам Плиев, "Буддийское телевидение", газета "Иностранец" (28.04.99)


НАМ ДЖУН ПАЙК

“СПУТНИК И ТВОРЧЕСТВО”

Я только что вернулся в Нью-Йорк из Токио, где проводится крупная выставка видеоискусства. По площади она заняла в два раза больше места по сравнению с Уитни Шоу. При организации выставочного пространства я так или иначе изменил почти все свои последние работы. На этот раз интерес публики вызвала не новые работы “TV-Garden”, ни “Tokio Matrix”, а “Good Morning, Mr Orwell”, которая была продемонстрирована в действии по каналу спутниковой связи Нью-Йорк - Париж 1 января 1984 года. Это оказалось для меня неожиданностью, ведь обе новые работы “Garden” и “Matrix” используют по 60 мониторов каждая, тогда как “Good Morning, Mr Orwell”- всего два. Я уже сталкивался с подобной ситуацией, когда показывал прошлой зимой в Нью-Йорке свою работу “The Kitchen”. Дело было зимой, но несмотря на это каждый день туда приходили жители Нью-Йорка и сидели на протяжении всего представления длящегося один час. И это продолжалось целый месяц. Я был приятно обрадован, узнав от своего племянника Кэна, что представители “Уорлд Банк” в Непале узнали об этом показе из сингапурской газеты. Наконец-то я почувствовал удовлетворение от всей своей предыдущей работы.

Конечно, я не первый, кто использует в своих произведениях спутник. Дуглас Дэвис до меня активно пробовал развивать это техническое средство. Ему повезло с деньгами, и он показал свою конструкцию двусторонней связи на “Документе” в 1977 году. Изображение было передано в Каракас и оттуда получено обратно. В экспериментальной кабельной передаче на Манхэттен, он прижал свой палец к телеэкрану и предложил зрителям прижать палец к соответствующему месту на своих телеэкранах. Телетрубка в воображении зрителей как бы немного нагрелась. Такой же силы работой в этой области явилось произведение двух художников западного побережья - Кит Гэллоуэй и Шерри Рабиновича, которая называется “Hole in Space Videotape”. Спутниковая связь позволяет пожилой жительнице Нью-Йорка впервые увидеть своего внука, живущего на другом краю земли. Я положил этот принцип межконтинентальной связи в основу своей трансатлантической разработки “Merce Cunninghan”, которая стала визуально и семантически основным моментом выставки в Токио. Мы охватили своей программой 10 миллионов человек в Корее, 5 миллионов в США и Канаде и 3 миллиона человек в Европе. Но не это главное. Мы поняли, что было бы еще более интересно собрать, скажем, пятимиллионную аудиторию в пяти разных странах. Я думаю, что это окажется экономически возможным. В конце прошлого столетия (это было в период расцвета промышленности и новых изобретений) французский математик Анри Пуанкаре сказал, что вновь открытое не является новой в е щ ь ю, а есть новое отношение между вещами, уже существующими. Эти слова можно отнести и к нам. Наши компьютерные программы - не что иное, как новые мысли, рождающие новые отношения между старыми вещами, которые переносят нас в постиндустриальную эпоху. Спутник, особенно двусторонняя спутниковая связь, является сильнейшим инструментом Видеосферы человеческого бытия. Я благодарен тем четырем продюсерам, которые помогли мне в моем смелом экс-перименте. Это Карл Бранденбург (WNET TV, New-York), Кристине Ван Аше (Центр Помпиду, Париж), Жозе Монте Бакер (WDR, Koln) и Ли Ван Хонг (KBS TV, Seul).

Позвольте мне продолжить эту статью словами, произнесенными на открытии моей выставки “Метрополитен Музеум” в Токио. Принято говорить, что истоки любой науки заложены в трудах Аристотеля. Но наука пространственной эстетики начинается с Сарутоби Сасуке, известного ninja (самурай, овладевший многими необычными искусствами; он научился, например, становиться невидимым, чтобы следить за своим врагом ). Первая задача ninja - научиться сокращать расстояния, преодолевая законы гравитации. Земной шар для спутника похож на кусок пирога. Как Моцарт сумел научиться играть на новом музыкальном инструменте - кларнете, точно так же художник спутникового телевидения должен суметь приспособиться к новым физическим условиям, новой грамматике. Спутник не просто дает возможность транслировать на большие расстояния симфонические концерты и оперу. Он должен придать искусству характер общения, разрешить проблему разницы поясного времени, научиться импровизировать, используя Эхо-эффекты, пространственные пустоты, должен учитывать культурные и общечеловеческие различия, существующие в разных частях Земли. Спутниковое искусство должно создать из этих элементов свою многопространственную, многовременную симфонию. Моей программе пришлось столкнуться со многими препятствиями. “Good Morning, Mr Orwell” передавалась одновременно по двум каналам в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Париже, и принималась одновременно в США, Франции, Западной Гер-мании, в части Канады и Корее. Между Нью-Йорком и Парижем существует шестичасовая разница во времени. Поэтому я выбрал для премьеры зимний воскресный день. В Нью-Йорке был полдень, 1 января 1984 года, на улице было холодно и большинство людей в состоянии похмелья находилось в домах. В Париже, соответственно, было 6 часов вечера. Я вычислил, что многие будут в это время обедать у себя дома. В Корее, к сожалению, было два часа утра 2 января. Следующими трудностями, с которыми пришлось столкнуться, были языковые барьеры и общекультурные различия. В англоязычных странах “1984” Оруэлла хорошо известна и к нынешнему времени уже устарела. Во франкоязычных странах книга не переиздавалась с 50-х годов, и существует всего одна литературоведческая работа, по-священная этой книге. Поэтому во Франции пришлось сделать в начале и в середине передачи 15-минутные комментарии.

В Бетамаксе жизни нет обратной перемотки. Все события случаются лишь однажды. Однако спутник во много раз повышает вероятность знакомства одного человека с другим. Мысль подобна электрической искре, с огромной скоростью проносящейся через мозговые клетки, напоминающие в своем объединении многослойные матрицы. Вдохновение есть полет этой искры в непредвиденном направлении, которое приземляется в произвольную точку матричной структуры. Спутник неизбежно спровоцирует неожиданную встречу одного человека с другим и ускорит взаимодействие между клетками человеческого мозга. Торо, автор книги “Уолден, или жизнь в лесах” и предвестник хиппи, живший в ХIХ веке писал: “Телефонная компания пытается связать штат Мэн с Теннесси. Даже если это им удастся, что скажут друг другу люди? Найдется ли у них что-нибудь рассказать друг другу?” Конечно, история дала ответ на эти, необычные для нас, вопросы Торо. Теперь появилась на свет двусторонняя, или, говоря устаревшими терминами, диалектическая связь, которая вырабатывает новое содержание подобных контактов между людьми. Кейдж и Бойс находились в крепкой дружбе, но никогда вместе не выставляли своих работ, у Бойса и Гинзберга много общего (участие в политической жизни, чувство перфоманса, одинаковый возраст, романтическое восприятие действительности), но они никогда не видели друг друга. Светила небесные (Марс, Сатурн, Алтарь, Вега) встречаются довольно часто, великие умы Земли - очень редко. Когда я задумываюсь над тайнами человеческого общения, скрытыми за иллюзорностью нашего существования, я удивляюсь: как могут гении сознавать свое превосходство, никогда не встречаясь друг с другом. И даже когда такие встречи действительно происходили (например, Кейджа с Маклареном; Кейджа с Бакмистером Фюллером) камера не запечатлевала эти события. Какая утрата для истории человеческой цивилизации! В 1963 году французское телевидение записало встречу Эдгара Варезе с Марселем Дюшаном. Теперь, когда оба великих человека ушли от нас, я испытываю волнение в который раз просматривая эту ленту. Спутник вне сомнения, распространит таинство таких встреч повсеместно. У меня был один похожий по впечатлению случай. Я был удивлен однажды, обнаружив в каталоге выставки “Зеро Интернейшнл”, проводившейся в 1961 году в Дюссельдорфе, фотографию моей первой встречи с Йозефом Бойсом. Конечно же, я не мог даже предполагать о существовании такого кадра. Со спутником вероятность встреч с другими людьми будет расти в геометрической прогрессии. И такие встречи станут основным невещественным продуктом постиндустриального общества.

Господь создал любовь для размножения человеческой расы, но неожиданно человек начал любить ради самой любви. Таким же образом, хотя язык служит средством передачи информации, возможно человек начнет говорить, получая от этого удовольствие. От любви до свободы всего один шаг. Определить, что такое свобода невозможно. Поэтому, чтобы понять что это такое, мы должны исторически проследить развитие понятия “свободы”. Прогрессивный американский журналист Теодор Уайт рассказал как однажды, во время второй мировой войны, невозможно было объяснить лидерам китайской компартии разницу между словом liberty (свобода) и словом greed (кровожадность). Существует два с половиной миллиарда значений для двуиероглифических сочетаний, составленных из 50 тыс. китайских иероглифов. Однако слово Ziyou, составленное из двух иероглифов, появилось только в XIX веке. Одинаково трудно перевести слова Peu (благожелательность, гуманность) и Li (церемония, этикет), и Dao (образ жизни) на английский, как и слова liberty, freedom на китайский. Слова “коммунист” и “свобода” заимствованы китайцами из японского языка. Даже в свободной, мирной Греции термин “свободный человек” относился к определенному социальному классу, а философское понятие свободы вовсе отсутствовало. Говорят, что страстная жажда свободы рождается в условиях темной власти средневекового христианства. Идея свободы была присуща периоду расцвета фашизма (???!!! - Вук), периоду декаданса Русской Революции и периодам потери буржуазной свободы до и после второй мировой войны. Именно в эти времена люди особенно сильно чувствовали тоску по свободе. С недавнего времени эскимосы арктической части Канады начали устанавливать контакты с цивилизованным миром. До недавнего времени не знавшие, что такое сахар, они открыли магазин по продаже видеоаппаратуры. Видео имеет безграничные магические силы. Это означает, что древняя эскимосская культура находится под угрозой разрушения бульдозерами Голивуда.

Распространение по всему земному шару магии спутниковой связи должно сопровождаться защитой от разрушения или созданием компьютерных программ, искусственно вносящих в различные культуры качественные различия.


Перевод К. Горшкова из каталога международной выставки The Luminou Image

© Stedelijk Museum, Amsterdam, 1984

© Самиздатовский журнал "Синефантом", Москва, 1988

Хостинг от uCoz