VOOKstock-Project
|
|
|
АНДРЕЙ
КУГАЕВСКИЙ
"СИНДРОМ
ТЕХНАРЯ"
Предисловие Вука
Стокера:
АНДРЕЙ КУГАЕВСКИЙ -
искусствовед и музыкальный критик.
Его коротенькое эссе "Синдром
технаря", спонтанно возникшее
несколько лет назад в недрах FidoNet
(предтечи Интернета, существующей,
кстати, до сих пор), стало поистине
программным текстом в перманентной
борьбе окончательно оформившейся в
90-е годы среде гуманитариев,
пробравшихся в сетевое
пространство, в основном, лишь в
конце прошлого века, с технарями -
искусственно расплодившимися
"благодаря" совдепии -
псевдоинтеллектуальной прослойки,
которая, к сожалению, имеет
количественный перевес в средствах
массовых коммуникаций. До полной
победы гуманитариев и
безоговорочной капитуляции
невежд-технарей ещё не близко, и,
соответственно, "Синдром
технаря" Кугаевского актуален
по-прежнему. На собственном примере
могу подтвердить, что в процессе
самых разнообразных сетевых
дискуссий, в которых мне доводилось
участвовать, именно "Синдром
технаря" - наиболее часто
цитируемый мной текст, довольно
быстро и эффективно утирающий нос
технарям, которые пытаются спорить
со мной об искусстве.
СИНДРОМ ТЕХНАРЯ (эссе)
В последнее время наблюдаю одну интересную вещь. Я бы её назвал "синдромом технаря". Грубо говоря, это когда человек - типичный такой технарь, инженер, программист - начинает считать, что физика/математика/etc. это круто ("там много непонятных гумикам формул и чисел"), а гуманитарные науки являются полной фигнёй и болтологией, а следовательно, для разговора о предмете их изучения (скажем, психология, язык, искусство) не нужно иметь никакого образования, и уж тем более не нужно читать какие-то книги по данной проблеме. Причём человек с синдромом технаря (дальше ЧСТ), как правило, не имеет ни малейшего представления ни о гуманитарных науках, ни о самом предмете. Мне, гуманитарию, на это смотреть смешно. Правда, я перестаю смеяться, когда меня с наглой мордой просят предъявить "объективные критерии оценки" чего-нибудь. ЧСТ всерьёз считают, что я им в двух словах на тарелочке могу принести золотой ключик к искусству. Это примерно то же самое, что мне попросить технаря "объяснить в двух словах теорию относительности" - причём со ВСЕМИ нюансами, расчётами, выкладками, доказательствами, комментариями и прочим - "и так восэм раз" (т.к. общепринятой и "догматической" точки зрения на искусство сейчас, пожалуй, нет). Когда я начинаю всё это объяснять, начинается софистика высшего класса (что показал опыт ru.video - загона дремучего технарского лошья).
Меня просто поражает то,
до чего может дойти ЧСТ в попытках
защиты своего вкуса. Hастоящее (в
смысле, высокое) искусство ЧСТ, как
правило, не понимает и не пытается
понять. Правильно, зачем выяснять, в
чём суть квадратов Малевича (ЧСТ
даже и не подозревает, что
знаменитых квадратов у Малевича
было три - Красный, Чёрный и Белый;
про ПОHИМАHИЕ творчества Малевича
ЧСТ я даже не думаю заикаться),
когда лучше почитать какую-нибудь
кр00тую ноучную фонтастику про
кацманавтов и кацмические корабли,
боробздящие просторы Большого
Театра (написанную таким же ЧСТ)?
Зачем читать что-то об искусстве,
что-то понимать, к кому-то
прислушиваться, когда можно
сказать: "это мне не нравится,
значит, это говно"? Меня просто
поражает наивность упорства, с
которым люди полагают, что они-то уж
всё знают и во всём правы. Я хрен
знает сколько лет занимаюсь
проблемами художественного
дискурса, и чем больше я ими
занимаюсь, тем больше я понимаю,
насколько это сложный и
неоднозначный вопрос, тем больше
несовершенства я наблюдаю в своём
знании этого вопроса и тем сильнее
я хочу это
самое несовершенство свести к
минимуму, постоянно что-то изучая,
читая, анализируя. А ЧСТ - плевать.
Их деревянные мозги, поглощённые
рутиной, даже на гулькин хер не
шевельнутся, чтобы понять даже
элементарные вещи.
Какая поразительная разница между ЧСТ и обычным человеком, интересующимся искусством - это просто невероятно. ЧСТ... это песня. Даже скажу, какая - Leng Tch'e "The Regular Know-It-All". "Если это мне не нравится, значит, это говно; если это мне нравится, значит, это круто". Шикарный подход! Очень полезная для меня вещь, позволяющая мне диагностировать большинство пользователей такого подхода как "быдло с претензиями" на следующих основаниях:
1. Тенденция к
неразличению оппозиций;
2. Hевежество.
3. Интолерантность к мнению другого,
не совпадающему с мнением пациента.
В оформлении материала использована фотография В.Корешкова "Молодой композитор" (1973)