VOOKstock-Project
|
|
|
О НАШЕЙ ЭЛЕКТРОНИКЕ
Алексей Горбунов (aka ВИДОИСКАТЕЛЬ)
Опять тут слушаю на работе
интернет-радио, а именно нашу
электронику на Specialradio.ru ...
И в связи с этим сейчас возникла
ясно такая мысль (раньше как-то
четко не озвучивал ее для себя).
Если в самом начале эпохи
электронной музыки нарочитый уход
от мелодизма считался нормальным,
даже нередко приветствовался,
чтобы явно обозначить отличие
такой музыки от
"традиционной", то сегодня
как-то специально преподносимое
упрямое продолжение следованию
этому подходу, на мой взгляд, уже в
большей степени выглядит не то
чтобы архаичным, а скорее, довольно
наглядно показывает либо простое
отсутствие у автора способности
хоть как-то построить гармонию,
либо его нарочито-напускное
самопозиционирование как очень
экспериментального музыканта не
для всех, что часто выглядит как
некие нелепые понты: я типа для
особых интеллектуалов музон делаю.
Я здесь говорю не в том смысле, что
всякая композиция в каждом месте
должна быть хорошо мелодична и тому
подобное. Я сам слушаю музыку, где
особой мелодики нет и быть не
должно, ибо она там вроде ни к чему, -
то же минимал-техно, абстрактный
эмбиент. Речь о другом, и надеюсь, вы
уже немного понимаете.
Возможно, именно эфир Специального
Радио в разделе русской
электроники меня подвиг на эти
строки. Я уже говорил Вуку на эту
тему. Довольно-таки
"узколобым" я бы назвал их
плейлист, а следовательно, сам
подход к выбору. А значит, и
собственный вкус.
Конечно, понятно, почему они очень
часто крутят музыкантов с таких
наших лэйблов, как "Экзотика" и
"Чебурек". Потому что те
раскручены и, наверное, справедливо
известны и у нас, и за рубежом как
старейшие-сильнейшие-крупнейшие в
российской электронике. И они
сегодня во многом определяют лицо
нашей электроники, в прямом смысле
оказывая на нее заметное влияние.
Критиковать их, по большому счету,
не стоит - вроде хвалить надо, мол,
спасибо вам, что вы вообще есть, а то
ни хрена бы у нас не выходило... Но с
другой стороны, уже ведь есть за что
критиковать.
Вот как раз за то, например, с чего я
начал. Слишком явно ощущается эта
присыпка "для интеллектуалов".
Вроде оно понятно, что электроника -
это прежде всего эксперименты со
звуком. Мол, мелодики вам
захотелось, красивого вокала,
аранжировок - так слушайте нью-эйдж,
диско-хаус, эйсид-джаз, а у нас тут
свой монастырь. И сегодня в этот
монастырь как-то ненавязчиво
загоняется вся наша электроника и
электроакустика.
А те, кто сам по себе, слабенькие, их
просто не поддерживают, и они
никуда не могут вылезти. Вот и всё.
Об этом я тоже как-то говорил в
околомузыкальных беседах: на мой
взгляд, сегодня в нише качественной
поп-музыки авторам предоставляется
едва ли не больше свободы
творчества, чем в так называемой
экспериментальной и особенно
электронной. Я имею ввиду в плане
промоушна и прочих маркетинговых
дел. Ведь именно маркетинг работает
с потребителем и доносит продукт до
него. Ясно, что свободу творчества
никто не запретит, но это свобода
писать в стол. А любой автор так или
иначе хотел бы представить свои
работы публике, хотя бы даже
немногочисленной, избранной.
Но в среде отечественного индепендента лично я ощущаю какое-то
негласное «мнение сверху» о том, что вписывается в это
определение, а что нет. И то, что якобы не совсем подходит под
«сегодняшнюю актуальную ситуацию на этом рынке», довольно
явным образом отпихивается, игнорируется. Мол, ваш IDM – не
совсем такой, каким сегодня его себе представляем мы, а значит, и
«продвинутая современная аудитория». С другой стороны,
поп-продюсеры смело осваивают новые звуковые территории, всё больше
разнообразя свои творения нестандартными решениями, и всё меньше боятся
преподносить их широкой публике.
Правильно: профессионалы от
поп-музыки быстро переняли все
модные фишки и мульки у разного
рода экспериментаторов, а
реализовать их на суперской
дорогой аппаратуре им не
составляет труда. Да, честно скажу,
мне всё больше и больше вещей из
разряда поп-музыки нравится в плане
аранжировок. Тексты, конечно,
гадкие и противные, как и голоса в
большинстве. Но сами аранжировки
бывают офигенные. И вы это тоже
знаете, если внимательно слушаете и
не чураетесь, когда играет музыка
для широких масс.
Просто профессионалы часто лучше
понимают: куда, когда и какой сэмпл
стоит совать, а куда нет. Даже если
сейчас ультрамодны ретро-сэмплы из
старых кинофильмов, песен и
теле-радиопередач, толковый
аранжировщик их не будет вставлять
везде и всюду, если они не
согласуются с прочим содержанием и
звучанием.
А так называемые знатоки от
"Экзотики" иже с ними сегодня
очень любят такую лабуду. Потому
что это типа модно в узких кругах,
это на Западе может пойти. Ведь все
"продвинутые" у нас всегда
смотрят на Запад, так было и
осталось. Никогда не разделял я
такого подхода. Хотя понять могу:
такие лэйблы только от продаж за
границей и выживают, у нас тут им
копейки приходят с этого. Ну, что
тут сказать, что поделать… Грустно,
короче.
В такой ситуации, хочешь не хочешь,
тянет окунуться в ностальгию по
первой половине 90-х. Вот тогда для
экспериментов было раздолье - и их
крутили по всем центральным
каналам и музыкальным
радиостанциям. Я четко помню, как
охренел, когда в нашем
провинциальном городке услышал по
радио (причем не только FM, но и по
такому, как "Радио России")
сразу ряд специальных программ о
Бьорк, Голди, Трики, The Orb, Aphex Twin, Orbital
и еще куче проектов, которые нынче
считаются андеграундом. В то же
время они чуть не стадионы
собирали, и тогда их каждый лох
знал, даже если не любил.
И возвращаясь к теме разговора…
Возьмите, к примеру, Orbital. Никогда
они за модой не гнались. И какие у
них треки! Там тебе и мелодизм, и
концептуализм, и танцевалка, и
хитрые электронные заморочки,
просто в меру употребленные.
Представляю, если бы они тоже
решили лечь под "новомодные
дуновения" и начали делать
этакий электро-ретро-лаундж…
Правда, их нет уж с нами…
© Март 2005
p.s. - СКАЧАТЬ СИНГЛ "ЕЩЁ НЕМНОГО" ВИДОИСКАТЕЛЯ