VOOKstock-Project

Главная  |  MP3  |  VOOKstock-Gallery  |  Материалы  |  Гостевая книга  |  ЧАТ  |  Архив  |  О Проекте
   |  ALEX KERVEY & T-OUGH PRESS (filial)   |     ССЫЛКИ     |  VOOKstock-Project (english version)  |   

О НАШЕЙ ЭЛЕКТРОНИКЕ

Алексей Горбунов (aka ВИДОИСКАТЕЛЬ)

Опять тут слушаю на работе интернет-радио, а именно нашу электронику на Specialradio.ru ...
И в связи с этим сейчас возникла ясно такая мысль (раньше как-то четко не озвучивал ее для себя).

Если в самом начале эпохи электронной музыки нарочитый уход от мелодизма считался нормальным, даже нередко приветствовался, чтобы явно обозначить отличие такой музыки от "традиционной", то сегодня как-то специально преподносимое упрямое продолжение следованию этому подходу, на мой взгляд, уже в большей степени выглядит не то чтобы архаичным, а скорее, довольно наглядно показывает либо простое отсутствие у автора способности хоть как-то построить гармонию, либо его нарочито-напускное самопозиционирование как очень экспериментального музыканта не для всех, что часто выглядит как некие нелепые понты: я типа для особых интеллектуалов музон делаю.

Я здесь говорю не в том смысле, что всякая композиция в каждом месте должна быть хорошо мелодична и тому подобное. Я сам слушаю музыку, где особой мелодики нет и быть не должно, ибо она там вроде ни к чему, - то же минимал-техно, абстрактный эмбиент. Речь о другом, и надеюсь, вы уже немного понимаете.
Возможно, именно эфир Специального Радио в разделе русской электроники меня подвиг на эти строки. Я уже говорил Вуку на эту тему. Довольно-таки "узколобым" я бы назвал их плейлист, а следовательно, сам подход к выбору. А значит, и собственный вкус.
Конечно, понятно, почему они очень часто крутят музыкантов с таких наших лэйблов, как "Экзотика" и "Чебурек". Потому что те раскручены и, наверное, справедливо известны и у нас, и за рубежом как старейшие-сильнейшие-крупнейшие в российской электронике. И они сегодня во многом определяют лицо нашей электроники, в прямом смысле оказывая на нее заметное влияние. Критиковать их, по большому счету, не стоит - вроде хвалить надо, мол, спасибо вам, что вы вообще есть, а то ни хрена бы у нас не выходило... Но с другой стороны, уже ведь есть за что критиковать.

Вот как раз за то, например, с чего я начал. Слишком явно ощущается эта присыпка "для интеллектуалов". Вроде оно понятно, что электроника - это прежде всего эксперименты со звуком. Мол, мелодики вам захотелось, красивого вокала, аранжировок - так слушайте нью-эйдж, диско-хаус, эйсид-джаз, а у нас тут свой монастырь. И сегодня в этот монастырь как-то ненавязчиво загоняется вся наша электроника и электроакустика.
А те, кто сам по себе, слабенькие, их просто не поддерживают, и они никуда не могут вылезти. Вот и всё.

Об этом я тоже как-то говорил в околомузыкальных беседах: на мой взгляд, сегодня в нише качественной поп-музыки авторам предоставляется едва ли не больше свободы творчества, чем в так называемой экспериментальной и особенно электронной. Я имею ввиду в плане промоушна и прочих маркетинговых дел. Ведь именно маркетинг работает с потребителем и доносит продукт до него. Ясно, что свободу творчества никто не запретит, но это свобода писать в стол. А любой автор так или иначе хотел бы представить свои работы публике, хотя бы даже немногочисленной, избранной.

Но в среде отечественного индепендента лично я ощущаю какое-то негласное «мнение сверху» о том, что вписывается в это определение, а что нет. И то, что якобы не совсем подходит под «сегодняшнюю актуальную ситуацию на этом рынке», довольно явным образом отпихивается, игнорируется. Мол, ваш IDM – не совсем такой, каким сегодня его себе представляем мы, а значит, и «продвинутая современная аудитория». С другой стороны, поп-продюсеры смело осваивают новые звуковые территории, всё больше разнообразя свои творения нестандартными решениями, и всё меньше боятся преподносить их широкой публике.

Правильно: профессионалы от поп-музыки быстро переняли все модные фишки и мульки у разного рода экспериментаторов, а реализовать их на суперской дорогой аппаратуре им не составляет труда. Да, честно скажу, мне всё больше и больше вещей из разряда поп-музыки нравится в плане аранжировок. Тексты, конечно, гадкие и противные, как и голоса в большинстве. Но сами аранжировки бывают офигенные. И вы это тоже знаете, если внимательно слушаете и не чураетесь, когда играет музыка для широких масс.
Просто профессионалы часто лучше понимают: куда, когда и какой сэмпл стоит совать, а куда нет. Даже если сейчас ультрамодны ретро-сэмплы из старых кинофильмов, песен и теле-радиопередач, толковый аранжировщик их не будет вставлять везде и всюду, если они не согласуются с прочим содержанием и звучанием.
А так называемые знатоки от "Экзотики" иже с ними сегодня очень любят такую лабуду. Потому что это типа модно в узких кругах, это на Западе может пойти. Ведь все "продвинутые" у нас всегда смотрят на Запад, так было и осталось. Никогда не разделял я такого подхода. Хотя понять могу: такие лэйблы только от продаж за границей и выживают, у нас тут им копейки приходят с этого. Ну, что тут сказать, что поделать… Грустно, короче.

В такой ситуации, хочешь не хочешь, тянет окунуться в ностальгию по первой половине 90-х. Вот тогда для экспериментов было раздолье - и их крутили по всем центральным каналам и музыкальным радиостанциям. Я четко помню, как охренел, когда в нашем провинциальном городке услышал по радио (причем не только FM, но и по такому, как "Радио России") сразу ряд специальных программ о Бьорк, Голди, Трики, The Orb, Aphex Twin, Orbital и еще куче проектов, которые нынче считаются андеграундом. В то же время они чуть не стадионы собирали, и тогда их каждый лох знал, даже если не любил.

И возвращаясь к теме разговора… Возьмите, к примеру, Orbital. Никогда они за модой не гнались. И какие у них треки! Там тебе и мелодизм, и концептуализм, и танцевалка, и хитрые электронные заморочки, просто в меру употребленные. Представляю, если бы они тоже решили лечь под "новомодные дуновения" и начали делать этакий электро-ретро-лаундж… Правда, их нет уж с нами…


© Март 2005

p.s. - СКАЧАТЬ СИНГЛ "ЕЩЁ НЕМНОГО" ВИДОИСКАТЕЛЯ


Хостинг от uCoz