VOOKstock-Project
|
|
|
Интервью с лидером КРАСНОЙ КНИГИ Сергеем Шером
Из "Анкеты для друзей" Елены Фоминой (PR-директор "VOOKstock-Project, регулярно опрашивающая всех своих друзей посредством анкеты, подобные которой обычно используются ученицами общеобразовательных школ :)) :
Имя, фамилия - С е р г е й Ш е р
Школа - № 6 1
День рождения - 3 0 н о я б р я 7 3
Знак Зодиака - С т р е л е ц
Именины - ?
Лучшие черты твоего характера - ?
Твои недостатки - н е т
Любимый вид спорта - Б и а т л о н
Любимая группа - К р а с н а я К н и г а
Любимая игра - И г р а н а г и т а р е
Любимая компьютерная игра - н е т
Любимое занятие - п е т ь и т . д .
Любимый праздник - 7 н о я б р я
Любимый герой - J . N e h r u
Любимый школьный предмет - н е б ы л о
Любимый учитель - Х а р и т о н о в
Твои симпатии - с и м п а т и з и р у ю л е в о м у с о ц . д в и ж е н и ю
Твои антипатии - д и к т а т у р а
Кем хочешь стать - к о с м о н а в т о м
Что бы ты мне пожелал - с ч а с т ь я в с е г д а
Вопрос: Когда и при каких обстоятельствах появилась группа КРАСНАЯ КНИГА?
Ответ: В 1991 г. был организован музыкальный (скорее всего антимузыкальный) проект под абсолютно идиотским названием "Черное Солнце". Отцами и матерями были Я, Андрей Афонцев и барабанщик Алексей Кулаков. Извлекали звуки из музыкальных и немузыкальных инструментов. Познакомил нас поэт и деятель Frad. Он просил, чтобы его называли так, его творческим и жизненным псевдонимом. Также как и бывший гитарист КРАСНОЙ КНИГИ пожелал остаться под именем Палик.
Свидетелем всех этих экспериментов над расширением сознания и т.д. был художник Олег Кудрявцев.
Записи тех времен хранятся у А.Кулакова (почти все). Это было веселое время и нам было абсолютно наплевать на все правила и каноны. Это, собственно, осталось и сейчас.
Планируем с Алексеем Кулаковым и Антоном Сериковым [прим.интервьюера - Антон Сериков aka Гнусный - легендарный тульский продюсер и исполнитель] выпустить сборник: кое-что из ЧЕРНОГО СОЛНЦА + ранняя КРАСНАЯ КНИГА (95-97 гг.).
Само же название "Красная Книга" появилось после трехдневного и грандиозного тульского шоу-рок-фестиваля, который проходил в техникуме им. Мосина, извините, не помню, какой это был год. [прим.интервьюера - "Тульский рок-фестиваль" 1992 года, проходил в мае и длился 4 дня, а не 3]
В: Почему на раннем этапе деятельности твоя группа находилась как бы в тени и не "светилась" в тульском андерграунде вплоть до конца 90-х годов?
О: У нас была своя великолепная компания, где такие великолепные музыканты-самородки как Алексей Самсонов (Corpse Graider (тульский)), Диня Борисов (из той же группы), Палик, Frad, Саша Прес (талантливейший поэт и музыкант), Игорь Каршин с метафизическим проектом "Деревянника", Андрей Андреев, Чазов, Крок, позже заходил Рахман (ex-ТВАРЬ). Кого там только не было , можно книгу написать на 500 стр. А на счет тени… …андерграунд он и есть андерграунд, и очень много времени отнимала Марья Ивановна.
Вот в конце 90-х, когда в городе-герое Туле кроме J.NEHRU и THE PICTURES слушать было нечего, была легендарная встреча на ул. Ф.Энгельса, где обсуждался вопрос: будем ли что-то делать серьезное и показывать молодым идиотам, что такое настоящая музыка или же не будем. Были: Анатолий Прокопец (ДЕНИКИН СПИРТ), А. Иванинский, по-моему, был еще Д. Серегин (ЕХИДНЫЙ КОНЬ) и Я.
В: Насколько я знаю, многое из раннего материала КРАСНОЙ КНИГИ начала 90-х войдет в твой дебютный сольный альбом. Когда он, собственно, выйдет и какое значение для тебя лично и для потенциальных слушателей, по-твоему, имеет эта работа?
О: Планируется n-ое количество сольников. У меня уже не может быть дебютных сольных альбомов, так как выходили они еще в период т.н. андерграунда или позже. Один из них "Для журнала "Совсем другая музыка" (хранится у С.Мартынова). Недавно записал практически сольный альбом, эдакий хэппининг авангардный с участием С.Золотухина [прим.интервьюера - Сергей Золотухин aka Золотой - барабанщик групп ВИА ВСЕ и ЦАХЕС ЦИННОБЕР], В.Самохина, Иванинского и меня естесственно. Убили все вокальные партии [прим.интервьюера - по-видимому, в процессе мастеринга], а переписывать его бессмысленно.
В: Как ты, наверное, знаешь, есть совершенно особая категория фэнов твоей группы - так называемые "олдовые", которые признают только панковский период середины-конца 90-х годов или, как его еще называют, период "Бронепоезда" (по одноименному и, по-видимому, первому хиту КРАСНОЙ КНИГИ). Как бы ты охарактеризовал тот период в целом и почему, собственно, вы уже давно не играете тот самый хит? (Этот вопрос довольно часто фигурировал в процессе обсуждения творчества группы в сети, и я, таким образом, его тебе переадресовываю).
О: Впервые слышу об ""олдовых", которые признают панковский период". Если им интересен панк, то я хочу сказать, что панк мы не играли никогда.
А время то было замечательное. Был фестиваль "Сам себе Игги Поп" (98 г.), был журнал "Сталин" (ударение на последний слог), был хит "Бронепоезд", был хит "У Христа простуда", "Весна", "Черви" и др. хиты, были акции "Отклонение от нормы" (чуть позже). Короче было весело. Кто не успел, тот не успеет туда уже никогда. "Бронепоезд" ушел и увез с собой тех, кто хотел на нем уехать.
В: Состав КРАСНОЙ КНИГИ, как известно, менялся очень много раз. Почему это происходило? И хотелось бы подробнее услышать твое мнение о каждом из когда-либо участвовавших. В общем, обо всех, кого вспомнишь.
О: Больше, чем ты предполагаешь. Вспомнить всех, кто был невозможно. Многих имен я не помню. Хочу сказать, что все они были талантливы, гениальны и т.д.
У "К.К." куча периодов.
Конец 97-го - начало 98-го. С нами играл замечательный барабанщик - музыкант-виртуоз Сергей Сомов. Правда, недолго, его заменил А. Кулаков, который играл еще и в группе БОР. В принципе, на обломках этой группы и появилась КРАСНАЯ КНИГА того периода.
Времен записи "Артура" - это конечно Рома Леонов. Потом он играл на бас-гитаре, а Сергей Трубицын на барабанах, после смерти Ромы на басу играл Евгений Титчев (НИКОТИН).
Лучше книгу о КРАСНОЙ КНИГЕ кто-нибудь напишет и почитаете…
В: Первым в вашей официальной дискографии является самостоятельный кассетный альбом "Уголок", но ведь до него был ходивший в народе посредством домашних перезаписей альбом "Стреляные зайцы". Какова его судьба? И будут ли вообще переиздаваться эти два ранних альбома?
О: Официально первым считается альбом "Это твой (мой) уголок". Записан он в 97 году на IVAN-Rec. Мной, А. Иванинским и Сергеем Иванинским (бас). Сергей уехал в Швейцарию, иногда приезжает в гости, и он такой же музыкант КРАСНОЙ КНИГИ, как и все остальные, он свой.
А "Стреляные зайцы" записан позже в 98 г. живьем и является официальным бутлегом. Оригинал находится у Антона "Гнусного" Серикова и ждёт пока мы его почистим, там и записан "Бронепоезд" с лекцией Анатолия Прокопца в конце. Переиздаваться будут 100%.
В: Широкой публике КРАСНАЯ КНИГА стала известна благодаря альбому "Артур" (1999), а самой популярной тульской группой вы стали после альбома "В мире животных" (2002). Как ты сам оцениваешь теперь эти две ключевые, но существенно различные студийные работы?
О: Мне нравится всё, что делала, делает и будет делать КРАСНАЯ КНИГА. Хочу добавить, что "Артур" делался как психоделический альбом. Таким он и получился.
В: Какова история создания довольно-таки нетипичной для КРАСНОЙ КНИГИ реггей-каверверсии песни "Мурка", которая пребывала весь ушедший год в активной радиоротации? Но, тем не менее, вы почему-то никогда не исполняли ее на концертах. И почему, на твой взгляд, у многих эта песня в вашем исполнении вызывает сильное негодование, а многие, напротив, предпочитают её всему остальному вашему творчеству?
О: "Мурка" - это прикол. Как он был приколом, так он приколом и остался. Шутка это!
В: В прошлом (2002) году вы неоднократно принимали участие в различных компиляциях и сборниках, выпускавшихся большими по российским меркам тиражами в Санкт-Петербурге и Москве. Какие, на твой взгляд, из этих релизов были действительно удачными, а какие наоборот не состоялись? И помогло ли это твоей группе в плане её популяризации в масштабах страны и ближнего зарубежья?
О: Все релизы удачны. Я думаю, в большей или меньшей степени куча дерьма, конечно, присутствовала по соседству, ну что делать… Я не удивлюсь если бутлеги увижу с нашими записями.
В: Как складываются отношения КРАСНОЙ КНИГИ с лейблом "Подвал Рекордз", который возглавляет ваш гитарист Олег Маршалов, и остальными исполнителями, которые записываются на этом лейбле? Также весьма интересно твое мнение о сольных проектах Маршалова и других участников группы?
О: Название лейбла не нравится. Почти все сольные проекты участников КРАСНОЙ КНИГИ замечательные. Маршалов занялся традиционализмом, а песню "Тело боевое твое" мы будем в ближайшее время делать.
В: Ты не раз говорил в приватных беседах о том, что тебе не близки тенденции в современной электронной музыке. Тем не менее, КРАСНАЯ КНИГА - почти единственная неэлектронная группа, которая осуществляет постоянное сотрудничество с фактически электронным интернет-лейблом "VOOKstock". И КРАСНАЯ КНИГА, кстати, фигурировала на сборнике этого лейбла "Future Sound Of Tula" с сугубо электронной музыкальной композицией. Кроме того, сравнительно недавно на концерте "Музыканты против терроризма" ты официально заявил, что КРАСНАЯ КНИГА не является рок-группой. Полагаю, что многим были бы интересны более подробные объяснения твоей, кажущейся на первый взгляд парадоксальной, позиции. Как все это связано между собой? Что именно тебя не устраивает в тульской рок-тусовке? И что тебя сближает с тульскими же одиночками - электронными мьюзикмейкерами?
О: Смотря какой электронной музыке… Проект НИДЕРЛАНДЫ мне нравится. КРАСНАЯ КНИГА не является рок-группой потому что это так и есть. Непонятно - о какой рок-тусовке ты говоришь? С электронными мьюзикмейкерами меня сближают личные симпатии. Хотелось бы проект сделать с троими из них - Вуком, Шекшуевым и Фоминой. Можно пригласить и Видоискателя.
В: Думаю, что не одного меня, давно волнует тема сотрудничества КРАСНОЙ КНИГИ и откровенно попсовой, на мой взгляд, и диструктивной относительно музыкальной культуры радиостанции "Наше Радио"? Чем это объясняется? И не свидетельствует ли это о конъюнктурных соображениях группы? Конечно понятно, что КРАСНАЯ КНИГА - не может себе позволить, как, например, АУКЦЫОН, мягко говоря, осложнить отношения с акулами шоу-бизнеса подобного масштаба, а также понятно, что некоторую реальную пользу это группе приносит, наверное, но все же хотелось бы внести некоторую ясность?
О: А "Наше Радио" ничего нам не дало такого-растакого. Если бы предложили заключить реальный контракт на год, на больше + работа в студии, я бы не отказался, так как я не дурак.
В: В свое время, КРАСНАЯ КНИГА начинала выходить из андерграундных рамок в одной связке с, в некотором роде, подшефной вам тульской группой НИКОТИН, подававшей немалые надежды. Сейчас, насколько я в курсе, ваши взаимоотношения усложнились, а, кроме того, наблюдается кризис и в творчестве этой группы. В чем, на твой взгляд, причина всего этого?
О: Наши отношения не усложнялись. Кому подавал он надежды - я не знаю. Группа не подшефная, просто мы друг другу помогали. Мне нравится песня "Пуля". Если он мне разрешит, я ее спою с удовольствием.
В: Готовящийся к выходу, новый альбом твоей группы, как я знаю, записан несколько необычным для сегодняшнего времени образом - живьем без использования наложений, т.е. одной дорожкой, и кажется даже без дублей. Чем это объясняется?
О: Дубли были. Живьем решили поработать и записать все в реальном времени. Объясняется это тем, что КРАСНАЯ КНИГА всегда занимается экспериментами и не является убогой группкой, которая снимает AC/DC и DIRE STRAITS.
В: Многие тексты исполняемых тобой песен, а в некоторых случаях и музыка тоже, написаны не тобой. В частности, песня "Арарат" написан первым барабанщиком группы - Алексеем Кулаковым, видоизмененный текст "Мурки" кажется тоже у тебя в соавторстве написан, не говоря уже о самом драйвовом на сегодняшний день хите "Ножевая драка", автором которого является покойный Рома Леонов. Также слышал, что сейчас некоторые тексты пишет твоя жена Рита Тихонова. Вообще ведь редко бывает, когда лидеры групп используют тексты других авторов. Есть ли принципиальные отличия между работой с собственными текстами и текстами других авторов?
О: Немногие. "Ножевую драку" мы репетировали еще при жизни Леонова, он играл на бас-гитаре и ругался на меня, что видоизменяю текст. Рома - мастер. Рома - художник. "Арарат" - смешная песня получилась.
Саша, что вы прилипли к этой "Мурке"? "Мурка" - это дерьмо собачье. [прим.интервьюера - :)))))) ]
Есть еще в соавторстве "Песня Крока" - древняя очень. Рита написала несколько стихотворений на которые я хотел бы положить музыку ("положить" - слово такое идиотское)… …для которых я хотел бы придумать музыку, если она мне разрешит, конечно.
А лидеры других групп, по-моему, довольно-таки часто используют тексты других авторов. Да и на другие группы мне как-то насрать (есть небольшое исключение: J.NEHRU, БОМЖ-БРУЕВИЧ, ШАРАП-ПРОЕКТ… …всех не буду называть, да это и не важно - я-то знаю).
Вопросы у тебя о работе. Я сейчас бы хотел поговорить о том, куда катится этот круглый, пардон, шарообразный мир. А ты меня спрашиваешь о каких-то отличиях. [прим.интервьюера - Серёж, мне бы твой сингл максимально пропиарить, а ты о каком-то там шарообразном мире. :)) О шарообразном у тебя наверняка спросят, когда я чат с тобой организую. :)]
В: Ты как-то обмолвился, что хочешь выпустить англоязычный альбом. Как мне кажется, сейчас эта идея весьма актуальна. Сам министр культуры Михаил Ефимович Швыдкой недавно намекал в своем телешоу, что неплохо было бы и другим российским артистам руководстоваться удачным примером группы ТАТУ. Будет ли все-таки англоязычный альбом КРАСНОЙ КНИГИ, или нет?
О: Хочу выпустить. ТАТУ разонравились - им конец, по-моему. Альбом будет. Хочется записать его с CURRENT 93.
В: Кто из российских и зарубежных исполнителей наибольшим образом повлиял на твое творчество? И кого бы ты хотел выделить из услышанных тобой в последнее время?
О: Я много слушал всеразличной музыки. От 30-х до нулевых, и кое-что из 20-х и 1705-х. Сейчас я увлечен своим творчеством и наслаждаюсь, когда мы что-то делаем с группой. КРАСНАЯ КНИГА - моя любимая группа. Я ее обожаю.
В: Вопреки многочисленным просьбам, ты, как правило, отказываешься от публикации твоих фотографий в масс-медиа, на обложках дисков и даже в интернете. Кроме того, ты, в свое время, сказал, что дашь за свою жизнь максимум пять интервью (одно из которых, надо полагать, у нас сейчас и происходит). Ты принципиально считаешь, что паблисити должно быть таким как бы дозированным?
О: Хорошо, когда тебя не узнают на улице. Иногда про себя что-нибудь услышишь. Всякие легенды.
А интервью - это занятие дебильное довольно-таки. Мне кажется, это последнее интервью. Лучше я статью какую-нибудь напишу или эссе. Слушайте творчество КРАСНОЙ КНИГИ - там всё есть. Там ответы на все вопросы.
В: Ты сейчас ведь зарабатываешь на жизнь не своим творчеством, а профессиональным дизайном и ремонтом помещений. Устраивает ли тебя на сегодняшний день подобное положение вещей, или все же планируешь его изменить?
О: Я планирую изменить всё на корню.
P.S. Эссе Сергея Шера:
Традиционализм долой!
Приятно слушать музыкальные коллективы и исполнителей и знать, что это - новое или попытка к новому, некий шаг или хотя бы мысль о новом.
Вперед к новому, к музыкальным экспериментам, к радости, к золотой революции!
Хватит спать!
К Кому это я обращаюсь?
© С.Шер, 1 февраля 2003
На вопросы Вука отвечал Сергей Шер © 2003